Тема: ЧТОБЫ ДУША БЫЛА ЗДОРОВА
Цель: дать детям представление о душевной красоте и душевном здоровье человека, о значении добра для гармонии и счастья, пробудить их личную активность и развить способность помогать и сочувствовать людям.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Вступительное слово учителя
— Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания. Что вы хотите мысленно пожелать? (Здоровья, добра, не болеть, не получать двоек...)
2. Игра «Добрые мысли — добрые чувства»
— Расскажите о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые мысли и добрые чувства? (Весело, стало очень хорошо, почувствовали добро...)
3. Слово учителя
— Тема нашего занятия: «Чтобы душа была здорова».
• Что бы вы хотели узнать и чему бы вы хотели научиться сегодня на занятии?
• Для чего вам это нужно?
II. Обсуждение пословицы: «В здоровом теле — здоровый дух»
1. Игра «Чудесный цветок»
— На нашем чудесном цветке опять появился новый лепесток.
Ученик срывает лепесток и читает пословицу: «В здоровом теле — здоровый дух». Учитель прикрепляет лепесток к доске.
• Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Эта пословица о том, что у человека есть и тело, и дух, душа. Когда болеет тело, болеет и душа. И наоборот, если душа болеет, телу тоже плохо.
2. Беседа о душевном здоровье
• Что бывает, когда болеет тело? (Болит голова, болит горло, трудно ходить, всё трудно делать, всё время лежишь и не встаёшь, температура высокая, нужно горькие лекарства принимать, тошнит...)
• Что бывает с человеком, когда у него плохо на душе? Что он чувствует? (Настроение плохое, тоскливо, грустно, ничего делать не хочется, ничему не радуешься, какой-то комок в груди, вздыхаешь, плачешь...)
• Как можно вылечить нездоровье души? (Сделать что-нибудь доброе, пожалеть кого-нибудь, что-нибудь подарить, развеселить, позвать играть, похвалить, дать поиграть интересной игрушкой, пойти в цирк, погулять...)
— Добро душу лечит. Добрые дела и добрые мысли — лучшее лекарство для души. Для того чтобы душа не болела, нужно прежде всего самому быть добрым.
3. Скороговорная пятиминутка
Проводится для снятия интеллектуального напряжения данного занятия. Для неё подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Учащиеся проговаривают скороговорку в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивлённо, озабоченно и т. д.).
4. Игра «Как меня видят другие»
Эту игру можно начать с того, что перед каждым участником ставится задача в условиях групповой дискуссии рассказать о себе что-нибудь хорошее, похвалить себя.
Другой вариант игры заключается в том, что один ребёнок выходит из игровой комнаты, а все остальные дети должны составить описание-портрет этого ребёнка, соблюдая главное правило: говорить можно только хорошее. Учитель записывает характеристики вышедшего ребёнка на доске. Затем ребёнок возвращается в комнату, и дети зачитывают ему его портрет.
5. Игра «Чудесный цветок»
— На нашем чудесном цветке опять появились новые лепестки.
Учащиеся читают надписи:
• Ласковое слово — что весенний день.
• Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.
• Чем сердиться, лучше помириться.
• Доброму — все друзья.
• Хорошее слово — половина счастья.
• Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.
Дети обсуждают пословицы. После ознакомления со всеми пословицами следует предложить детям выбрать ту, которая больше всего понравилась.
III. Формирование тёплых и добрых чувств
1. Рисование на тему: «Как я себе представляю добро»
Для рисования лучше всего использовать акварельные краски и работать в разных методиках. Рисунки следует развесить в классе и поиграть в игру «Похвали автора».
2. Игра «Похвали автора»
Игра состоит в том, что во время коллективного рассматривания каждого рисунка учащимся даётся задание найти в нём выражение добрых чувств: радости, удовольствия, веселья, приятного самоощущения, тёплых и добрых пожеланий. Учитель помогает детям увидеть в разнообразных красочных мазках какой-то смысл.
IV. Релаксационная пауза
— Представьте себе, что у вас в руках находится чудесный цветок добра. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки ощущают удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть этот цветок. Какой он? Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах? Тогда вы можете его понюхать. А может, от него исходит какая-то приятная музыка? Вам хочется её послушать...
Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет ей радость. Возьмите друг друга за руки. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости... Поделитесь друг с другом добрыми чувствами.
Этот момент занятий носит терапевтический, корригирующий характер. В зависимости от возраста и возможностей детей его можно вводить в практику работы поэтапно — от мысленного образа и разговора о нём до ощущения прикосновения и тепла в теле и, наконец, помощи ребёнку в стабилизации внутреннего состояния.
V. Итог
Заключительное слово учителя
Учитель выясняет, что изменилось в детях после этого занятия по отношению к себе и к окружающим их людям.