Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Классный час. Тема: УЧИМСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ

Дата: 24 марта 2021 в 15:40

Тема: УЧИМСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ

Цели:

• расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях;

• повышение уверенности в себе.

Задачи:

• создать условия для взаимообогащающего самораскрытия, способствующего сплочению группы, рас­ширению стратегического репертуара поведения в кризисных ситуациях;

• актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, спо­собствующих формированию высокоэффективного поведения в сложных жизненных ситуациях; акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компе­тентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.

Зазеркалье

Цель: актуализация образа «я».

Необходимые материалы: зеркала для каж­дого участника, бумага, ручка.

ХОД РАБОТЫ

1. Подросткам предлагается посмотреть на се­бя в зеркало.

•  Кого вы там видите?

• Что это за человек?

• Что он любит или не любит?

• Чем отличается от других?

• Какими чертами обладает?

• К чему стремится?

2. На листе бумаги необходимо составить пор­трет того, кто находится в Зазеркалье. Этот пор­трет должен быть идеальным «я» участника — таким, каким он хочет себя видеть. Скорее все­го, этот портрет будет отличаться от реального портрета подростка. Можно разделить лист на две половины и сделать на одной стороне ре­альный портрет, а на другой — портрет из За­зеркалья.

3. Обсуждение (проводится со всей группой)

• В чём различия реальных и зеркальных портретов?

• Что значит для вас Зазеркалье?

• Чем мир Зазеркалья отличается от вашего реального мира?

• Что даёт человеку путешествие в своё За­зеркалье?

• О чём бы вы хотели спросить зеркало, ес­ли бы оно было волшебным?

Новая жизнь разбитого зеркала

Цель: интеграция негативного опыта жизни подростка.

Необходимые материалы: обработанные ку­сочки зеркала и цветного стекла плотный картон, рамки для фотографий (простые с широким полем), однора­зовые мелкие тарелочки, одноразовые плотные стаканчики, пластилин, клей, мебельный сили­кон любого цвета.

ХОД РАБОТЫ

1. Подросткам предлагается использовать основу-форму (тарелочку, стакан, картон, рамку или что-то ещё) и кусочки зеркала (цветного и прозрачного стекла) и создать композицию «Но­вая жизнь». На форму наносится пластилин или клей и затем располагаются кусочки зеркала или стекла. Мозаика может иметь конкретный или абстрактный характер. Зазоры между кусочка­ми зеркала заполняются мебельным силиконом, излишки которого убираются ветошью. Зазоры можно закрыть пластилином.

2. К композиции необходимо придумать  сказку, рассказ, стихотворение и т. п.

3. Выставка и обсуждение.

Все композиции расставляются таким образом, чтобы можно было хорошо их рассмотреть. Каж­дый подросток презентует свою «Новую жизнь». Затем проводится обсуждение.

• Что, на ваш взгляд, означает новая жизнь разбитого зеркала?

• Бывало ли в вашей жизни такое: то, что было ровным и целым, безвозвратно раз­билось?

• Что вы делали в этой ситуации?

• Что необходимо сделать в такой ситуации, чтобы начать новую жизнь?

Создание книги_

Цель: позитивизация я-концепции подростков.

Необходимые материалы: тетрадь, малень­кий альбом или блокнот; различные артматериалы (в том числе ткань или мех для отделки об­ложки книги); сборник афоризмов или мудрых мыслей; сборники популярных среди подрост­ков стихов (можно тексты песен), детские и дру­гие фотографии подростков и их близких.

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает о том, что жизнь складывается из тех сюжетов, которые мы для себя пишем. Она может быть разной. Можно

сказать, что, совершая что-то, думая о чём-то, мы пишем книгу своей жизни — самую глав­ную историю, свою историю. Ведущий предлага­ет подросткам составить книгу о себе, используя предложенные материалы.

2. Создание обложки.

Ведущий. Каждый из вас уникален, и его жизнь не похожа на жизнь других. Первое, что мы сделаем, это создадим обложку к своей кни­ге. Постарайтесь через обложку передать инди­видуальность своей жизни. Какой она будет? Ис­пользуйте разные материалы. Это может быть ткань, кожа или мех, которыми вы обернёте книгу; аппликация из цветной бумаги или кол­лаж на внешней и внутренней стороне облож­ки; фото из личного архива и др. Обложка мо­жет быть в любом стиле. Не бойтесь экспери­ментировать.

3. Придумывание названия.

Подросткам предлагается придумать назва­ние своей книге и написать его на первой стра­нице (оформление названия — на усмотрение подростков).

4. Заполнение книги.

Ведущий предлагает подросткам начать запол­нять книгу, используя афоризмы, стихи, тексты любимых песен и результаты своего творчества (стихи, истории, высказывания). Её страницы мо­гут быть посвящены каким-то конкретным темам или быть произвольными. Главное условие — книга должна быть о своей жизни, о будущем и прошлом. Для иллюстраций используются соб­ственные рисунки, фотографии, вырезки из жур­налов и т. п. Не обязательно заполнять книгу за один раз. На этом занятии делаются несколько наиболее интересных для подростков страниц. Остальные заполняются на последующих заня­тиях (работать над книгой можно в течение всей коррекционной программы).

5. Презентация.

Каждый подросток презентует свою книгу. Другие могут задавать вопросы.

6. Обсуждение.

• Мы условно назвали наши книги «О се­бе». Какие ещё по содержанию книги сво­ей жизни пишут люди?

• Как вам кажется, что может отражать об­ложка книги, что она' говорит об авторе? О чём может сказать ваша обложка?

• О чём говорит название вашей книги?

• Чему посвящены первые страницы вашей книги?

• Кому бы вы хотели дать почитать вашу книгу?

• Что, на ваш взгляд, делает вашу книгу ин­тересной?

Игры с историями

Свойства: многозначность, безопасность, ме­тафоричность, собирательность образов, много­функциональность.

При работе с подростками диапазон исполь­зуемых историй и сказок должен быть достаточ­но широким — от простых сказок про животных до произведений П. Коэльо и X. Мураками. Кро­ме готовых историй эффективно использовать те, которые вы придумали сами или при помо­щи подростков.

Переписывание истории (с доброй на злую и наоборот)

Цель: содействие формированию адаптивно­го поведения.

Необходимые материалы: добрые и злые истории (вы можете придумать истории сами, по­добрать отрывки из сказок и мифов, предложить придумать их подросткам заранее).

ХОД РАБОТЫ

1. Ведущий рассказывает о том, что мир име­ет двойственный характер, есть день и ночь, тём­ное и белое, тепло и холод, жизнь и смерть, до­бро и зло и т. д. Истории, которые отражают наш мир, бывают добрые, а бывают злые. У каждо­го из нас есть возможность переписать любую историю, потому что через человека отражает­ся двойственность мира.

2. Каждый подросток (подгруппа) произвольно получает добрую или злую историю, которую необходимо полярно изменить. Все добрые герои должны стать злы­ми, все хорошие поступки должны стать плохи­ми и наоборот.

3. Группа делится на пары и внутри пар каждый по очереди рассказывает переписанную историю. Хорошо, чтобы в паре у одного история была пе­реписана на добро, а у другого — на зло.

4. Обсуждение.

• Может ли мир быть только добрым или только злым?

• Что нам даёт двойственность мира?

• Что происходит с историей, сказкой, ми­фом, если он теряет двойственность и ста­новится только злым или только добрым?

• Если рассматривать сюжет как историю жизни человека, она может быть только злой или только доброй?

• Что необходимо сделать, чтобы изменить свою историю, если она приобретает ха­рактер злой?

• Есть ли люди, обладающие только добрыми чертами характера либо только злыми?

• Как вам кажется, что такое внутренняя двойственность? Может ли внешне до­брый человек переживать сильную агрес­сию и злость внутри и наоборот?

Примеры недобрых зачинов

* * *

Однажды Землю постигла великая беда: про­пало Солнце. Никто не видел, как это случилось, никто не понял, в связи с чем это произошло, ни­кто не знал, кто это сделал. Просто в один миг

наступила тьма. Тьма, поглотившая всех и вся.

* * *

Мальчик нашёл краски. Он не знал, что это такое и что с ними можно сделать. Он пробовал их на вкус, но это не принесло удовольствия. Он ковырял их пальцем, плевал в них, образуя цвет­ные пузыри, обмазывал грязными пальцами ска­мейку и листья ближайшего дерева. Потом стал бросать их в лужу, растаптывать и наблюдать за тем, как яркие цвета превращались в гряз­ную массу.

* * *

Её никто не любил. Она была младшим ребён­ком в семье троллей. На неё просто не хватало ни сил, ни времени, ни отцовского волшебства. Всё падало у неё из рук, она даже разбила волшеб­ное зеркало троллей, чем навлекла на всю семью тринадцатилетнее проклятье драконов.

Окончание следует.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.