Тема: УЧИМСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ
Цели:
• расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях;
• повышение уверенности в себе.
Задачи:
• создать условия для взаимообогащающего самораскрытия, способствующего сплочению группы, расширению стратегического репертуара поведения в кризисных ситуациях;
• актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в сложных жизненных ситуациях; акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компетентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.
Зазеркалье
Цель: актуализация образа «я».
Необходимые материалы: зеркала для каждого участника, бумага, ручка.
ХОД РАБОТЫ
1. Подросткам предлагается посмотреть на себя в зеркало.
• Кого вы там видите?
• Что это за человек?
• Что он любит или не любит?
• Чем отличается от других?
• Какими чертами обладает?
• К чему стремится?
2. На листе бумаги необходимо составить портрет того, кто находится в Зазеркалье. Этот портрет должен быть идеальным «я» участника — таким, каким он хочет себя видеть. Скорее всего, этот портрет будет отличаться от реального портрета подростка. Можно разделить лист на две половины и сделать на одной стороне реальный портрет, а на другой — портрет из Зазеркалья.
3. Обсуждение (проводится со всей группой)
• В чём различия реальных и зеркальных портретов?
• Что значит для вас Зазеркалье?
• Чем мир Зазеркалья отличается от вашего реального мира?
• Что даёт человеку путешествие в своё Зазеркалье?
• О чём бы вы хотели спросить зеркало, если бы оно было волшебным?
Новая жизнь разбитого зеркала
Цель: интеграция негативного опыта жизни подростка.
Необходимые материалы: обработанные кусочки зеркала и цветного стекла плотный картон, рамки для фотографий (простые с широким полем), одноразовые мелкие тарелочки, одноразовые плотные стаканчики, пластилин, клей, мебельный силикон любого цвета.
ХОД РАБОТЫ
1. Подросткам предлагается использовать основу-форму (тарелочку, стакан, картон, рамку или что-то ещё) и кусочки зеркала (цветного и прозрачного стекла) и создать композицию «Новая жизнь». На форму наносится пластилин или клей и затем располагаются кусочки зеркала или стекла. Мозаика может иметь конкретный или абстрактный характер. Зазоры между кусочками зеркала заполняются мебельным силиконом, излишки которого убираются ветошью. Зазоры можно закрыть пластилином.
2. К композиции необходимо придумать сказку, рассказ, стихотворение и т. п.
3. Выставка и обсуждение.
Все композиции расставляются таким образом, чтобы можно было хорошо их рассмотреть. Каждый подросток презентует свою «Новую жизнь». Затем проводится обсуждение.
• Что, на ваш взгляд, означает новая жизнь разбитого зеркала?
• Бывало ли в вашей жизни такое: то, что было ровным и целым, безвозвратно разбилось?
• Что вы делали в этой ситуации?
• Что необходимо сделать в такой ситуации, чтобы начать новую жизнь?
Создание книги_
Цель: позитивизация я-концепции подростков.
Необходимые материалы: тетрадь, маленький альбом или блокнот; различные артматериалы (в том числе ткань или мех для отделки обложки книги); сборник афоризмов или мудрых мыслей; сборники популярных среди подростков стихов (можно тексты песен), детские и другие фотографии подростков и их близких.
ХОД РАБОТЫ
1. Ведущий рассказывает о том, что жизнь складывается из тех сюжетов, которые мы для себя пишем. Она может быть разной. Можно
сказать, что, совершая что-то, думая о чём-то, мы пишем книгу своей жизни — самую главную историю, свою историю. Ведущий предлагает подросткам составить книгу о себе, используя предложенные материалы.
2. Создание обложки.
Ведущий. Каждый из вас уникален, и его жизнь не похожа на жизнь других. Первое, что мы сделаем, это создадим обложку к своей книге. Постарайтесь через обложку передать индивидуальность своей жизни. Какой она будет? Используйте разные материалы. Это может быть ткань, кожа или мех, которыми вы обернёте книгу; аппликация из цветной бумаги или коллаж на внешней и внутренней стороне обложки; фото из личного архива и др. Обложка может быть в любом стиле. Не бойтесь экспериментировать.
3. Придумывание названия.
Подросткам предлагается придумать название своей книге и написать его на первой странице (оформление названия — на усмотрение подростков).
4. Заполнение книги.
Ведущий предлагает подросткам начать заполнять книгу, используя афоризмы, стихи, тексты любимых песен и результаты своего творчества (стихи, истории, высказывания). Её страницы могут быть посвящены каким-то конкретным темам или быть произвольными. Главное условие — книга должна быть о своей жизни, о будущем и прошлом. Для иллюстраций используются собственные рисунки, фотографии, вырезки из журналов и т. п. Не обязательно заполнять книгу за один раз. На этом занятии делаются несколько наиболее интересных для подростков страниц. Остальные заполняются на последующих занятиях (работать над книгой можно в течение всей коррекционной программы).
5. Презентация.
Каждый подросток презентует свою книгу. Другие могут задавать вопросы.
6. Обсуждение.
• Мы условно назвали наши книги «О себе». Какие ещё по содержанию книги своей жизни пишут люди?
• Как вам кажется, что может отражать обложка книги, что она' говорит об авторе? О чём может сказать ваша обложка?
• О чём говорит название вашей книги?
• Чему посвящены первые страницы вашей книги?
• Кому бы вы хотели дать почитать вашу книгу?
• Что, на ваш взгляд, делает вашу книгу интересной?
Игры с историями
Свойства: многозначность, безопасность, метафоричность, собирательность образов, многофункциональность.
При работе с подростками диапазон используемых историй и сказок должен быть достаточно широким — от простых сказок про животных до произведений П. Коэльо и X. Мураками. Кроме готовых историй эффективно использовать те, которые вы придумали сами или при помощи подростков.
Переписывание истории (с доброй на злую и наоборот)
Цель: содействие формированию адаптивного поведения.
Необходимые материалы: добрые и злые истории (вы можете придумать истории сами, подобрать отрывки из сказок и мифов, предложить придумать их подросткам заранее).
ХОД РАБОТЫ
1. Ведущий рассказывает о том, что мир имеет двойственный характер, есть день и ночь, тёмное и белое, тепло и холод, жизнь и смерть, добро и зло и т. д. Истории, которые отражают наш мир, бывают добрые, а бывают злые. У каждого из нас есть возможность переписать любую историю, потому что через человека отражается двойственность мира.
2. Каждый подросток (подгруппа) произвольно получает добрую или злую историю, которую необходимо полярно изменить. Все добрые герои должны стать злыми, все хорошие поступки должны стать плохими и наоборот.
3. Группа делится на пары и внутри пар каждый по очереди рассказывает переписанную историю. Хорошо, чтобы в паре у одного история была переписана на добро, а у другого — на зло.
4. Обсуждение.
• Может ли мир быть только добрым или только злым?
• Что нам даёт двойственность мира?
• Что происходит с историей, сказкой, мифом, если он теряет двойственность и становится только злым или только добрым?
• Если рассматривать сюжет как историю жизни человека, она может быть только злой или только доброй?
• Что необходимо сделать, чтобы изменить свою историю, если она приобретает характер злой?
• Есть ли люди, обладающие только добрыми чертами характера либо только злыми?
• Как вам кажется, что такое внутренняя двойственность? Может ли внешне добрый человек переживать сильную агрессию и злость внутри и наоборот?
Примеры недобрых зачинов
* * *
Однажды Землю постигла великая беда: пропало Солнце. Никто не видел, как это случилось, никто не понял, в связи с чем это произошло, никто не знал, кто это сделал. Просто в один миг
наступила тьма. Тьма, поглотившая всех и вся.
* * *
Мальчик нашёл краски. Он не знал, что это такое и что с ними можно сделать. Он пробовал их на вкус, но это не принесло удовольствия. Он ковырял их пальцем, плевал в них, образуя цветные пузыри, обмазывал грязными пальцами скамейку и листья ближайшего дерева. Потом стал бросать их в лужу, растаптывать и наблюдать за тем, как яркие цвета превращались в грязную массу.
* * *
Её никто не любил. Она была младшим ребёнком в семье троллей. На неё просто не хватало ни сил, ни времени, ни отцовского волшебства. Всё падало у неё из рук, она даже разбила волшебное зеркало троллей, чем навлекла на всю семью тринадцатилетнее проклятье драконов.
Окончание следует.