СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профсоюзной Директор Гребенской
организации базовой школы
Трофимович В.Г. ______Салей И.А.
________________ _______________
Положение о классном руководителе
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано на основании Инструктивно-методического письма МО РБ «Об организации работы классного руководителя общеобразовательного учреждения и высшего учебного заведения, осуществляющего обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, куратора учебной группы учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования» от 07.12.2009 № 12-01/295 дс с учётом особенностей, специфики, условий, опыта, традиций и перспектив развития Шерешевской СШ и утверждено директором школы по согласованию с профсоюзной организацией, действующей в школе.
2. Положение о классном руководителе (далее – Положение) регулирует порядок организации, основные направления работы классного руководителя 1-11классов, их права и обязанности.
3. Классный руководитель назначается приказом директора по школе на основании предложения заместителя руководителя, отвечающего за организацию воспитательной (идеологической) работы в школе, из числа штатных учителей на весь период обучения учащихся в школе.
4. В своей работе классный руководитель руководствуется законодательством Республики Беларусь, уставом школы и настоящим Положением, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.
5. Классный руководитель в своей работе взаимодействует с директором школы, заместителями директора школы, педагогическими работниками, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными и законными представителями обучающихся, а также с представителями государственных структур, подразделений, организаций, базовых предприятий и др. с целью координации работы по формированию личности обучающихся своего класса.
6. Основными требованиями к работе классного руководителя являются профессиональная компетентность, личностная готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, ответственность и коммуникабельность.
7. Основными принципами работы классного руководителя являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности обучающегося, приоритет прав и законных интересов обучающихся, педагогическая поддержка в социальном развитии, содействие саморазвитию и самореализации обучающихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
8. Работа классного руководителя подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности обучающихся, коллектива класса.
9. Воспитательная работа с обучающимися осуществляется классным руководителем в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря2006 г. № 125 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2007 г., № 29, 8/15613), Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 гг., утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря2006 г. № 132 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2007 г., № 68, 8/15912).
10. Организационно-воспитательная работа в школе осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, школы) и включает следующие виды работ: классное руководство, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досугавая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями.
ГЛАВА 2
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
11. Классный руководитель обязан:
11.1. всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, коллектива класса в целом, особенности семейного воспитания обучающихся, проводить мониторинг оценки качества воспитания, выявлять обучающихся, находящихся в социально опасном положении;
11.2. формировать в классе или учебной группе систему идеологической и воспитательной работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентаций обучающихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
11.3. проводить еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления обучающихся с общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
11.4. проводить еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатах учебной деятельности обучающихся, посещаемости ими учебных занятий, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса и школы в целом;
11.5. способствовать созданию условий для успешной учебно-познавательной деятельности обучающихся, укрепления дисциплины, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в школе;
11.6. способствовать созданию в пределах класса, школы здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
11.7. проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
11.8. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», «Октябрята» и другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
11.9. развивать школьные традиции, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка школы, защиты прав и законных интересов обучающихся;
11.10. содействовать вторичной занятости обучающихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе кружков, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
11.11. осуществлять организацию воспитательного процесса в классе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления обучающихся во внеурочное время и каникулярный период;
11.12. содействовать организации питания и медицинского обслуживания обучающихся в соответствии с установленными требованиями;
11.13. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся;
11.14. повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
12. Классный руководитель имеет право:
12.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности в классе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций обучающихся;
12.2. вести педагогические наблюдения за обучающимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в школе), изучать их семейное окружение, используя полученные при этом сведения исключительно в воспитательных целях;
12.3. вносить на рассмотрение директора школы, Совета школы, педагогического совета и методического объединения классных руководителей предложения по совершенствованию образовательного процесса;
12.4. участвовать совместно с педагогическими работниками в изучении качества воспитания обучающихся в классе и в школе в целом;
12.5. вносить предложения по поощрению обучающихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению обучающихся к дисциплинарной ответственности за нарушение устава и правил внутреннего распорядка школы;
12.6. рекомендовать кандидатуры обучающихся в органы ученического самоуправления;
12.7. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности обучающихся класса;
12.8. получать со стороны руководителя, его заместителей, школьных структурных подразделений организационную, методическую, техническую помощь по проблемам воспитания; участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
12.9. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
ГЛАВА 3.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
13. Заместитель руководителя, отвечающий за организацию воспитательной (идеологической) работы в школе, непосредственно координирует и направляет деятельность классных руководителей, оказывает им организационную и методическую помощь, а также осуществляет контроль за качественной организацией воспитательного процесса в классе.
14. Классный руководитель планирует воспитательную работу с обучающимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы школы на учебный год. Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы класса на учебный год, четверть.
15. Классный руководитель, исходя из задач деятельности класса, может разрабатывать комплексно-целевые программы, проекты, планы (ежемесячные, еженедельные) по различным направлениям воспитания обучающихся, другую планирующую документацию.
16. Содержание работы классного руководителя отражается в Дневнике классного руководителя, в результатах их педагогических исследований, методических материалах, иных формах отчётности.
17. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается учителем в классном журнале.
18. Классный руководитель участвует в работе методического объединения классных руководителей школы, которое создается на правах предметной (цикловой) комиссии с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении воспитательной работы, повышения квалификации, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.